Контраст это когда между сравниваемыми элементами есть четкие различия. Если различия максимальные это называется диаметральным контрастом. В дизайне используются различные контрасты по формам, цветам, размерам. Сегодня разберем виды цветовых контрастов.


В случае с цветом, яркими примерами будет противопоставления белый-черный, холодный-теплый. Контраст можно использовать для усиления или ослабления впечатления, выделения основных моментов, подчеркивания различий. С помощью контраста можно выделить объект на изображение, делая его объемным, или обозначить удаления объекта

Существует 7 типов цветовых контрастов:

Контраст по цвету

Контраст по цвету

Данный тип контраста самый простой и самый известный. Так самый сильный контраст образуется при сопоставление трех основных цветов – желтый, красный и синий. Чем дальше уходит от основных выбранный цвет, тем меньше ощущается цветовой контраст. Разделение цвета с помощью черного и белого, делает противопоставление более сильным. Соседствующий с белым, цвет будет казаться более темным. А соседствующий с черным, напротив станет более ярким и насыщенным.
Интересным приемом будет когда одному из цветов отводится главная роль, а остальные используются в меньшей степени, только для того чтобы подчеркнуть качества основного цвета. Многие народные искусства используют контраст по цветам. Чаще в целях создания радостного многоцветья, чем в духовных мотивах. Часто контраст по цвету используется в витражах. Такие художники как Стефан Лохнер, Фра Анжелико, Боттичелли, Пикассо, Кандинский и другие использовали такой контраст в своих работах

Контраст по яркости (светлый и темный)

Контраст по яркости

Это противопоставление дня и ночи, света и тени. Самым выразительным контрастом по яркости будет черное и белое. В европейском и восточноазиатском искусстве имеется множество произведений, которые построены только на противопоставлении светлого и темного. Изображения в гравюрах на дереве и на меде также основано на яркостном контрасте. Часто сложность использования контраста по яркости осложняется тем что в зависимости от интенсивности освещения меняется отношения светлоты и темноты цветов. Поэтому многие произведения искусства рекомендуют выставлять при определенном освещении

Контраст по температуре (холодный и теплый)

Контраст по температуре

Сначала и непонятно как ощущение температуры может взаимодействовать с восприятием цвета. Однако, эксперименты показали что субъективное восприятие температуры может различаться на 3-4 градуса в зависимости от цвета. Сине-зеленый цвет снижает импульс кровообращения, а красно-оранжевый стимулирует его. Пары “”желтый-фиолетовый”, “красно-оранжевый” и “сине-зеленый” являются полюсами контраста по температуре. Одни цвета (красный, оранжевый) считаются теплыми, а другие холодными (синий, фиолетовый). Но подобная классификация может вызвать ошибки. Цвета могут передавать разное ощущение температуры в зависимости от того контрастируют они с более холодным или более теплым цветом. Так же с помощью данного контраста можно обозначить удаление предмета. Обычно, чем объект находится более далеко, тем холоднее он воспринимается. В искусстве с помощью данного контраста часто передается небесные мотивы. Так же данный контраст часто использовался художниками-импрессионистами, для того чтобы показать различия природы в зависимости от времени суток и года

Симультанный контраст

Симультанный контраст

Симультанный контраст – это явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета, хочет проявление его дополнительного цвета и порождает его сам. Т.е фактически симультанно порожденного цвета нет. Он возникает лишь как ощущение. Например, если в квадрат с основным цветом, поместить маленький серый квадрат – он начнет принимать оттенок дополнительного к основному. Аналогичная ситуация произойдет при сочетании других цветов, не являющихся дополнительными друг к другу. При этом, скорее всего оба цвета что то потеряют и приобретут новые оттенки. Часто все эти метаморфозы вызывают ощущение беспокойства. Поэтому данный вид контраста следует использовать с особой осторожностью или отказаться от него вовсе

Контраст по насыщенности

Контраст по насыщенности

Это противопоставление чистого, насыщенного цвета блеклому, приглушенному. Для получения наилучшего контраста блеклые цвета необходимо получать на основе насыщенных. Этот вид контраста легко перекрыть любым другим контрастом, это необходимо учитывать при подборе цвета. Контраст яркого красного и приглушенного синего не будет выглядеть как противопоставление по насыщенности

Контраст по площади цветовых пятен

Контраст по площади цветовых пятен

Название говорит само за себя. Контраст получается при доминировании по занимаемой площади одного цвета над другим. Такие композиции как правило достаточно активные. Этот контраст способен усиливать эффект других противопоставлений. Для получения хорошего контраста необходимо учитывать характер цвета. Например, желтое пятно для того чтобы выделяться на светлом фоне должно занимать большую площадь, чем на черном фоне

Контраст дополнительных цветов

Контраст дополнительных цветов

Дополнительными называются цвета, при смешивании дающие серый цвет. На круге Итенна они расположены противоположно друг другу. Данный контраст способен породить спокойную гармоничную композицию, так как в глазах создается ощущение полного равновесия. Часто пары дополнительных цветов являются яркими представителями других контрастов. Например, желтый-фиолетовый это контраст по яркости, красно-оранжевый – сине-зеленый это контраст по температуре. Очень часто данный контраст случается в природе(красная роза – зеленые кусты)

Описанные выше принципы можно использовать как при разработке дизайна различного направления (графический дизайн, веб-дизайн и т.р), так и при создании художественных произведений